Номер 8, страница 175 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение. Тематические тесты. Тест 1 - номер 8, страница 175.
№8 (с. 175)
Условие. №8 (с. 175)
скриншот условия
8. Найдите сумму корней уравнения
$\frac{4x}{4x^2 - 8x + 7} + \frac{3x}{4x^2 - 10x + 7} = 1.$
а) 9;
б) -18;
в) 4;
г) -1;
д) 0.
Решение 2. №8 (с. 175)
Исходное уравнение:
$$ \frac{4x}{4x^2 - 8x + 7} + \frac{3x}{4x^2 - 10x + 7} = 1 $$
1. Определение области допустимых значений (ОДЗ) Для того чтобы уравнение имело смысл, знаменатели дробей не должны равняться нулю. Проверим каждый знаменатель.
- Квадратный трехчлен $4x^2 - 8x + 7$. Найдем его дискриминант:
$D = b^2 - 4ac = (-8)^2 - 4 \cdot 4 \cdot 7 = 64 - 112 = -48$.
Поскольку дискриминант $D < 0$ и старший коэффициент $a=4 > 0$, выражение $4x^2 - 8x + 7$ всегда положительно при любом значении $x$. - Квадратный трехчлен $4x^2 - 10x + 7$. Найдем его дискриминант:
$D = b^2 - 4ac = (-10)^2 - 4 \cdot 4 \cdot 7 = 100 - 112 = -12$.
Поскольку дискриминант $D < 0$ и старший коэффициент $a=4 > 0$, выражение $4x^2 - 10x + 7$ также всегда положительно.
Таким образом, область допустимых значений уравнения — все действительные числа ($x \in R$).
2. Решение уравнения
Проверим, является ли $x=0$ корнем уравнения. Подстановка дает $0/7 + 0/7 = 0$, что не равно 1. Следовательно, $x \neq 0$.
Разделим числитель и знаменатель каждой дроби на $x$ (это возможно, так как $x \neq 0$):
$$ \frac{\frac{4x}{x}}{\frac{4x^2 - 8x + 7}{x}} + \frac{\frac{3x}{x}}{\frac{4x^2 - 10x + 7}{x}} = 1 $$
$$ \frac{4}{4x - 8 + \frac{7}{x}} + \frac{3}{4x - 10 + \frac{7}{x}} = 1 $$
Введем замену переменной. Пусть $y = 4x + \frac{7}{x}$. Уравнение примет вид:
$$ \frac{4}{y - 8} + \frac{3}{y - 10} = 1 $$
Решим это рациональное уравнение относительно $y$, учитывая, что $y \neq 8$ и $y \neq 10$.
Умножим обе части на общий знаменатель $(y - 8)(y - 10)$:
$$ 4(y - 10) + 3(y - 8) = (y - 8)(y - 10) $$
Раскроем скобки и упростим выражение:
$$ 4y - 40 + 3y - 24 = y^2 - 10y - 8y + 80 $$
$$ 7y - 64 = y^2 - 18y + 80 $$
Приведем уравнение к стандартному квадратному виду:
$$ y^2 - 18y - 7y + 80 + 64 = 0 $$
$$ y^2 - 25y + 144 = 0 $$
Найдем корни этого уравнения с помощью теоремы Виета:
$y_1 + y_2 = 25$
$y_1 \cdot y_2 = 144$
Отсюда корни $y_1 = 9$ и $y_2 = 16$. Оба корня удовлетворяют условиям ($y \neq 8, y \neq 10$).
3. Обратная замена и нахождение корней $x$
Теперь выполним обратную замену для каждого найденного значения $y$.
- Случай 1: $y = 9$
$$ 4x + \frac{7}{x} = 9 $$
$$ 4x^2 + 7 = 9x $$
$$ 4x^2 - 9x + 7 = 0 $$
Найдем дискриминант: $D = (-9)^2 - 4 \cdot 4 \cdot 7 = 81 - 112 = -31$. Так как $D < 0$, это уравнение не имеет действительных корней. - Случай 2: $y = 16$
$$ 4x + \frac{7}{x} = 16 $$
$$ 4x^2 + 7 = 16x $$
$$ 4x^2 - 16x + 7 = 0 $$
Найдем дискриминант: $D = (-16)^2 - 4 \cdot 4 \cdot 7 = 256 - 112 = 144$. Так как $D > 0$, это уравнение имеет два действительных корня.
4. Нахождение суммы корней
Поскольку действительные корни исходного уравнения существуют только во втором случае, они являются корнями уравнения $4x^2 - 16x + 7 = 0$.
Для нахождения суммы корней $x_1$ и $x_2$ воспользуемся теоремой Виета для квадратного уравнения $ax^2 + bx + c = 0$, согласно которой сумма корней равна $x_1 + x_2 = -\frac{b}{a}$.
Для нашего уравнения $a = 4$, $b = -16$, $c = 7$.
Сумма корней равна:
$$ x_1 + x_2 = -\frac{-16}{4} = \frac{16}{4} = 4 $$
Сумма корней уравнения Ответ: 4.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 8 расположенного на странице 175 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №8 (с. 175), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.