Номер 3, страница 174 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение. Тематические тесты. Тест 1 - номер 3, страница 174.
№3 (с. 174)
Условие. №3 (с. 174)
скриншот условия
3. Найдите сумму корней уравнения
$(\frac{x}{x + 1})^2 + (\frac{x + 1}{x})^2 = \frac{17}{4}$.
а) -3;
б) -1;
в) $\frac{4}{9}$;
г) 0;
д) -2.
Решение 2. №3 (с. 174)
Дано уравнение:
$$ \left(\frac{x}{x+1}\right)^2 + \left(\frac{x+1}{x}\right)^2 = \frac{17}{4} $$Первым шагом определим область допустимых значений (ОДЗ). Знаменатели дробей не могут быть равны нулю, поэтому:
- $ x \neq 0 $
- $ x + 1 \neq 0 \implies x \neq -1 $
Заметим, что выражения в скобках являются взаимно обратными. Это позволяет нам ввести замену переменной для упрощения уравнения. Пусть:
$$ y = \frac{x}{x+1} $$Тогда второе слагаемое будет равно:
$$ \frac{x+1}{x} = \frac{1}{y} $$Подставим новую переменную в исходное уравнение:
$$ y^2 + \left(\frac{1}{y}\right)^2 = \frac{17}{4} $$ $$ y^2 + \frac{1}{y^2} = \frac{17}{4} $$Чтобы решить это уравнение, воспользуемся тождеством, связывающим $y^2 + \frac{1}{y^2}$ с $y + \frac{1}{y}$. Из формулы квадрата суммы $(a+b)^2 = a^2+2ab+b^2$ следует:
$$ \left(y + \frac{1}{y}\right)^2 = y^2 + 2 \cdot y \cdot \frac{1}{y} + \frac{1}{y^2} = y^2 + 2 + \frac{1}{y^2} $$Отсюда выразим искомую сумму квадратов:
$$ y^2 + \frac{1}{y^2} = \left(y + \frac{1}{y}\right)^2 - 2 $$Подставим это выражение в наше уравнение для $y$:
$$ \left(y + \frac{1}{y}\right)^2 - 2 = \frac{17}{4} $$Сделаем еще одну замену: пусть $t = y + \frac{1}{y}$. Тогда уравнение примет простой вид:
$$ t^2 - 2 = \frac{17}{4} $$Решим это уравнение относительно $t$:
$$ t^2 = \frac{17}{4} + 2 $$ $$ t^2 = \frac{17}{4} + \frac{8}{4} $$ $$ t^2 = \frac{25}{4} $$Извлекаем корень и получаем два возможных значения для $t$:
$$ t_1 = \frac{5}{2} \quad \text{и} \quad t_2 = -\frac{5}{2} $$Теперь необходимо вернуться к переменной $y$, а затем и к $x$. Рассмотрим два случая.
Случай 1: $t = y + \frac{1}{y} = \frac{5}{2}$
Умножим обе части на $2y$ (где $y \neq 0$):
$$ 2y^2 + 2 = 5y $$ $$ 2y^2 - 5y + 2 = 0 $$Решим квадратное уравнение. Дискриминант $D = (-5)^2 - 4 \cdot 2 \cdot 2 = 25 - 16 = 9$.
$$ y_{1,2} = \frac{5 \pm \sqrt{9}}{4} = \frac{5 \pm 3}{4} $$Отсюда $y_1 = \frac{8}{4} = 2$ и $y_2 = \frac{2}{4} = \frac{1}{2}$.
Случай 2: $t = y + \frac{1}{y} = -\frac{5}{2}$
Умножим обе части на $2y$:
$$ 2y^2 + 2 = -5y $$ $$ 2y^2 + 5y + 2 = 0 $$Решим это квадратное уравнение. Дискриминант $D = 5^2 - 4 \cdot 2 \cdot 2 = 25 - 16 = 9$.
$$ y_{3,4} = \frac{-5 \pm \sqrt{9}}{4} = \frac{-5 \pm 3}{4} $$Отсюда $y_3 = \frac{-2}{4} = -\frac{1}{2}$ и $y_4 = \frac{-8}{4} = -2$.
Мы нашли четыре возможных значения для $y$. Теперь для каждого из них найдем соответствующее значение $x$, используя обратную замену $y = \frac{x}{x+1}$.
- При $y = 2$: $\frac{x}{x+1} = 2 \implies x = 2(x+1) \implies x = 2x+2 \implies -x=2 \implies x_1 = -2$.
- При $y = \frac{1}{2}$: $\frac{x}{x+1} = \frac{1}{2} \implies 2x = x+1 \implies x_2 = 1$.
- При $y = -\frac{1}{2}$: $\frac{x}{x+1} = -\frac{1}{2} \implies 2x = -(x+1) \implies 2x = -x-1 \implies 3x=-1 \implies x_3 = -\frac{1}{3}$.
- При $y = -2$: $\frac{x}{x+1} = -2 \implies x = -2(x+1) \implies x = -2x-2 \implies 3x=-2 \implies x_4 = -\frac{2}{3}$.
Все найденные корни $x_1=-2$, $x_2=1$, $x_3=-\frac{1}{3}$, $x_4=-\frac{2}{3}$ удовлетворяют ОДЗ.
По условию задачи, нам нужно найти сумму этих корней:
$$ S = x_1 + x_2 + x_3 + x_4 = -2 + 1 + \left(-\frac{1}{3}\right) + \left(-\frac{2}{3}\right) $$ $$ S = -1 - \left(\frac{1}{3} + \frac{2}{3}\right) = -1 - \frac{3}{3} = -1 - 1 = -2 $$Сумма корней уравнения равна -2.
Ответ: д) -2
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 3 расположенного на странице 174 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3 (с. 174), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.