Номер 10, страница 175 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение. Тематические тесты. Тест 1 - номер 10, страница 175.
№10 (с. 175)
Условие. №10 (с. 175)
скриншот условия
10. Найдите число целых корней уравнения
$(\frac{x-1}{x+5})^2 + 14 \cdot \frac{x^2-1}{x^2-25} - 15(\frac{x+1}{x-5})^2 = 0.$
Решение 2. №10 (с. 175)
Для решения данного уравнения выполним следующие шаги:
1. Определение области допустимых значений (ОДЗ).
Уравнение содержит дроби, поэтому знаменатели не могут быть равны нулю:
$x + 5 \neq 0 \implies x \neq -5$
$x - 5 \neq 0 \implies x \neq 5$
$x^2 - 25 = (x-5)(x+5) \neq 0 \implies x \neq \pm 5$
Таким образом, ОДЗ: $x$ – любое действительное число, кроме $5$ и $-5$.
2. Преобразование уравнения.
Исходное уравнение:
$\left(\frac{x-1}{x+5}\right)^2 + 14 \cdot \frac{x^2-1}{x^2-25} - 15\left(\frac{x+1}{x-5}\right)^2 = 0$
Заметим, что средний член можно представить в виде произведения двух других выражений:
$\frac{x^2-1}{x^2-25} = \frac{(x-1)(x+1)}{(x-5)(x+5)} = \left(\frac{x-1}{x+5}\right) \cdot \left(\frac{x+1}{x-5}\right)$
Подставим это в уравнение:
$\left(\frac{x-1}{x+5}\right)^2 + 14\left(\frac{x-1}{x+5}\right)\left(\frac{x+1}{x-5}\right) - 15\left(\frac{x+1}{x-5}\right)^2 = 0$
3. Введение замены переменных.
Чтобы упростить уравнение, введем замену:
Пусть $a = \frac{x-1}{x+5}$ и $b = \frac{x+1}{x-5}$.
Уравнение примет вид однородного квадратного уравнения:
$a^2 + 14ab - 15b^2 = 0$
4. Решение полученного квадратного уравнения.
Разделим обе части уравнения на $b^2$ (можно убедиться, что $b \neq 0$, так как если $b=0$, то $x=-1$, и исходное уравнение не выполняется: $(\frac{-2}{4})^2 = \frac{1}{4} \neq 0$).
$\left(\frac{a}{b}\right)^2 + 14\left(\frac{a}{b}\right) - 15 = 0$
Сделаем еще одну замену: $t = \frac{a}{b}$.
$t^2 + 14t - 15 = 0$
По теореме Виета находим корни:
$t_1 \cdot t_2 = -15$
$t_1 + t_2 = -14$
Отсюда $t_1 = 1$ и $t_2 = -15$.
5. Обратная замена и нахождение корней исходного уравнения.
Рассмотрим два случая:
Случай 1: $t = 1$
$\frac{a}{b} = 1 \implies a = b$
$\frac{x-1}{x+5} = \frac{x+1}{x-5}$
$(x-1)(x-5) = (x+1)(x+5)$
$x^2 - 5x - x + 5 = x^2 + 5x + x + 5$
$x^2 - 6x + 5 = x^2 + 6x + 5$
$-6x = 6x$
$12x = 0$
$x_1 = 0$
Корень $x_1 = 0$ удовлетворяет ОДЗ и является целым числом.
Случай 2: $t = -15$
$\frac{a}{b} = -15 \implies a = -15b$
$\frac{x-1}{x+5} = -15 \cdot \frac{x+1}{x-5}$
$(x-1)(x-5) = -15(x+1)(x+5)$
$x^2 - 6x + 5 = -15(x^2 + 6x + 5)$
$x^2 - 6x + 5 = -15x^2 - 90x - 75$
$16x^2 + 84x + 80 = 0$
Разделим уравнение на 4:
$4x^2 + 21x + 20 = 0$
Решим квадратное уравнение с помощью дискриминанта:
$D = b^2 - 4ac = 21^2 - 4 \cdot 4 \cdot 20 = 441 - 320 = 121 = 11^2$
$x = \frac{-21 \pm \sqrt{121}}{2 \cdot 4} = \frac{-21 \pm 11}{8}$
$x_2 = \frac{-21 - 11}{8} = \frac{-32}{8} = -4$
$x_3 = \frac{-21 + 11}{8} = \frac{-10}{8} = -\frac{5}{4}$
Корень $x_2 = -4$ удовлетворяет ОДЗ и является целым числом.
Корень $x_3 = -\frac{5}{4}$ удовлетворяет ОДЗ, но не является целым числом.
6. Вывод.
Уравнение имеет два целых корня: $0$ и $-4$.
Число целых корней уравнения: Ответ: 2
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 10 расположенного на странице 175 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №10 (с. 175), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.