Номер 5, страница 174 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение. Тематические тесты. Тест 1 - номер 5, страница 174.
№5 (с. 174)
Условие. №5 (с. 174)
скриншот условия
5. Найдите среднее арифметическое корней
уравнения
$\frac{x^2 - x}{x^2 - x + 1} - \frac{x^2 - x + 2}{x^2 - x - 2} = 1.$
а) 1,5;
б) 2;
в) -2;
г) 0,5;
д) 1.
Решение 2. №5 (с. 174)
Для решения данного уравнения воспользуемся методом замены переменной. Заметим, что выражение $x^2 - x$ повторяется в нескольких местах.
1. Введение новой переменной.
Пусть $y = x^2 - x$. Тогда исходное уравнение примет вид:
$\frac{y}{y + 1} - \frac{y + 2}{y - 2} = 1$
Область допустимых значений (ОДЗ) для переменной $y$ определяется условиями, что знаменатели не равны нулю:
$y + 1 \neq 0 \implies y \neq -1$
$y - 2 \neq 0 \implies y \neq 2$
2. Решение уравнения относительно $y$.
Приведем дроби к общему знаменателю $(y + 1)(y - 2)$:
$\frac{y(y - 2) - (y + 2)(y + 1)}{(y + 1)(y - 2)} = 1$
Умножим обе части уравнения на общий знаменатель, учитывая ОДЗ:
$y(y - 2) - (y + 2)(y + 1) = (y + 1)(y - 2)$
Раскроем скобки:
$(y^2 - 2y) - (y^2 + y + 2y + 2) = y^2 - 2y + y - 2$
$y^2 - 2y - y^2 - 3y - 2 = y^2 - y - 2$
Приведем подобные слагаемые:
$-5y - 2 = y^2 - y - 2$
Перенесем все члены в правую часть уравнения:
$y^2 - y - 2 + 5y + 2 = 0$
$y^2 + 4y = 0$
Вынесем $y$ за скобки:
$y(y + 4) = 0$
Отсюда получаем два возможных значения для $y$:
$y_1 = 0$
$y_2 = -4$
Оба значения удовлетворяют ОДЗ для $y$ (не равны -1 и 2).
3. Обратная замена и нахождение корней $x$.
Теперь вернемся к исходной переменной $x$.
Случай 1: $y = 0$
$x^2 - x = 0$
$x(x - 1) = 0$
Корни: $x_1 = 0$, $x_2 = 1$.
Случай 2: $y = -4$
$x^2 - x = -4$
$x^2 - x + 4 = 0$
Найдем дискриминант этого квадратного уравнения $D = b^2 - 4ac$:
$D = (-1)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 4 = 1 - 16 = -15$
Поскольку $D < 0$, данное уравнение не имеет действительных корней.
4. Проверка корней по ОДЗ исходного уравнения.
Знаменатели исходного уравнения не должны быть равны нулю:
$x^2 - x + 1 \neq 0$. Дискриминант $D = (-1)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 1 = -3 < 0$. Этот знаменатель никогда не равен нулю.
$x^2 - x - 2 \neq 0$. Решим $x^2 - x - 2 = 0$. По теореме Виета корни $x=2$ и $x=-1$. Значит, ОДЗ: $x \neq 2$ и $x \neq -1$.
Найденные нами корни $x_1 = 0$ и $x_2 = 1$ удовлетворяют этим условиям.
5. Нахождение среднего арифметического корней.
Корни уравнения: 0 и 1.
Среднее арифметическое корней равно их сумме, деленной на их количество:
$\frac{x_1 + x_2}{2} = \frac{0 + 1}{2} = \frac{1}{2} = 0,5$
Этот результат соответствует варианту ответа г).
Ответ: г) 0,5
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 5 расположенного на странице 174 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №5 (с. 174), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.