Номер 15, страница 177 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко

Алгебра, 11 класс Сборник задач, авторы: Арефьева Ирина Глебовна, Пирютко Ольга Николаевна, издательство Народная асвета, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.

Тип: Сборник задач

Издательство: Народная асвета

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый с графиком

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Повторение. Тематические тесты. Тест 2 - номер 15, страница 177.

№15 (с. 177)
Условие. №15 (с. 177)
скриншот условия
Алгебра, 11 класс Сборник задач, авторы: Арефьева Ирина Глебовна, Пирютко Ольга Николаевна, издательство Народная асвета, Минск, 2020, белого цвета, страница 177, номер 15, Условие

15. Найдите сумму целых корней уравнения

$\frac{|x^2 - 6x + 8| + |x^2 - 6x + 5| - 3}{\sqrt{25 - x^2}} = 0.$

Решение 2. №15 (с. 177)

Исходное уравнение:

$$ \frac{|x^2 - 6x + 8| + |x^2 - 6x + 5| - 3}{\sqrt{25 - x^2}} = 0 $$

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

1. Определение области допустимых значений (ОДЗ) Знаменатель дроби $\sqrt{25 - x^2}$ должен быть строго больше нуля, так как деление на ноль не определено, а выражение под корнем не может быть отрицательным.

$$ 25 - x^2 > 0 $$$$ x^2 < 25 $$

Решением этого неравенства является интервал:

$$ -5 < x < 5 $$

Таким образом, ОДЗ: $x \in (-5, 5)$.

2. Решение уравнения

Приравниваем числитель к нулю:

$$ |x^2 - 6x + 8| + |x^2 - 6x + 5| - 3 = 0 $$$$ |x^2 - 6x + 8| + |x^2 - 6x + 5| = 3 $$

Для упрощения введем замену. Пусть $y = x^2 - 6x$. Уравнение примет вид:

$$ |y + 8| + |y + 5| = 3 $$

Это уравнение можно интерпретировать геометрически: сумма расстояний от точки $y$ до точек -8 и -5 равна 3. Расстояние между точками -8 и -5 на числовой прямой как раз равно $|-5 - (-8)| = 3$. Это означает, что точка $y$ должна лежать на отрезке между -8 и -5.

Следовательно, решением для $y$ является отрезок:

$$ -8 \le y \le -5 $$

3. Обратная замена и нахождение $x$

Выполняем обратную замену $y = x^2 - 6x$:

$$ -8 \le x^2 - 6x \le -5 $$

Это двойное неравенство эквивалентно системе двух неравенств:

$$ \begin{cases} x^2 - 6x \ge -8 \\ x^2 - 6x \le -5 \end{cases} $$

Решим каждое неравенство отдельно.

Первое неравенство:

$$ x^2 - 6x + 8 \ge 0 $$

Найдем корни квадратного уравнения $x^2 - 6x + 8 = 0$. По теореме Виета, корни $x_1 = 2$ и $x_2 = 4$. График параболы $f(x) = x^2 - 6x + 8$ направлен ветвями вверх, поэтому неравенство выполняется на промежутках $x \in (-\infty, 2] \cup [4, \infty)$.

Второе неравенство:

$$ x^2 - 6x + 5 \le 0 $$

Найдем корни уравнения $x^2 - 6x + 5 = 0$. По теореме Виета, корни $x_1 = 1$ и $x_2 = 5$. График параболы $g(x) = x^2 - 6x + 5$ направлен ветвями вверх, поэтому неравенство выполняется на отрезке $x \in [1, 5]$.

Решением системы является пересечение полученных множеств:

$$ ((-\infty, 2] \cup [4, \infty)) \cap [1, 5] = [1, 2] \cup [4, 5] $$

4. Учет ОДЗ и нахождение целых корней

Теперь необходимо учесть ОДЗ $x \in (-5, 5)$. Найдем пересечение решения с ОДЗ:

$$ ([1, 2] \cup [4, 5]) \cap (-5, 5) = [1, 2] \cup [4, 5) $$

Задача состоит в том, чтобы найти сумму целых корней. Выберем все целые числа из полученного множества $[1, 2] \cup [4, 5)$:

  • Из отрезка $[1, 2]$: $x=1$, $x=2$.
  • Из полуинтервала $[4, 5)$: $x=4$.

Таким образом, целые корни уравнения: 1, 2, 4.

5. Вычисление суммы целых корней

Суммируем найденные целые корни:

$$ 1 + 2 + 4 = 7 $$

Сумма целых корней уравнения: Ответ: 7

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 15 расположенного на странице 177 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №15 (с. 177), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.