Номер 10, страница 190 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение. Тематические тесты. Тест 7 - номер 10, страница 190.
№10 (с. 190)
Условие. №10 (с. 190)
скриншот условия
10. Найдите (в градусах) сумму корней (корень, если он единственный) уравнения $8\sin^4 x + 13\cos(2x) = 7$, принадлежащих интервалу $[-215^\circ; -180^\circ]$.
Решение 2. №10 (с. 190)
Для решения уравнения $8\sin^4 x + 13\cos(2x) = 7$ приведем его к одному тригонометрическому аргументу и одной функции. Удобнее всего выразить все через $\cos(2x)$.
Воспользуемся формулой понижения степени для синуса: $\sin^2 x = \frac{1 - \cos(2x)}{2}$.
Тогда $\sin^4 x$ будет равен квадрату этого выражения:
$\sin^4 x = \left(\frac{1 - \cos(2x)}{2}\right)^2 = \frac{1 - 2\cos(2x) + \cos^2(2x)}{4}$
Подставим полученное выражение в исходное уравнение:
$8 \cdot \left(\frac{1 - 2\cos(2x) + \cos^2(2x)}{4}\right) + 13\cos(2x) = 7$
Сократим дробь:
$2(1 - 2\cos(2x) + \cos^2(2x)) + 13\cos(2x) = 7$
Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые:
$2 - 4\cos(2x) + 2\cos^2(2x) + 13\cos(2x) = 7$
$2\cos^2(2x) + 9\cos(2x) - 5 = 0$
Введем замену переменной $t = \cos(2x)$. Так как значение косинуса лежит в пределах от -1 до 1, то $|t| \le 1$.
Получаем квадратное уравнение:
$2t^2 + 9t - 5 = 0$
Найдем корни этого уравнения через дискриминант:
$D = 9^2 - 4 \cdot 2 \cdot (-5) = 81 + 40 = 121 = 11^2$
$t_1 = \frac{-9 - 11}{2 \cdot 2} = \frac{-20}{4} = -5$
$t_2 = \frac{-9 + 11}{2 \cdot 2} = \frac{2}{4} = \frac{1}{2}$
Корень $t_1 = -5$ не удовлетворяет условию $|t| \le 1$, поэтому он является посторонним.
Следовательно, единственное решение для $t$ это $t_2 = \frac{1}{2}$.
Выполним обратную замену:
$\cos(2x) = \frac{1}{2}$
Общее решение данного тригонометрического уравнения в градусах имеет вид:
$2x = \pm 60^\circ + 360^\circ \cdot n$, где $n \in \mathbb{Z}$
Разделив на 2, получим общее решение для $x$:
$x = \pm 30^\circ + 180^\circ \cdot n$, где $n \in \mathbb{Z}$
Теперь найдем корни, принадлежащие заданному интервалу $[-215^\circ; -180^\circ]$. Для этого рассмотрим обе серии корней.
Серия 1: $x = 30^\circ + 180^\circ \cdot n$
$-215 \le 30 + 180n \le -180$
$-245 \le 180n \le -210$
$-\frac{245}{180} \le n \le -\frac{210}{180}$
$-1.36... \le n \le -1.16...$
В этом промежутке нет целых значений $n$.
Серия 2: $x = -30^\circ + 180^\circ \cdot n$
$-215 \le -30 + 180n \le -180$
$-185 \le 180n \le -150$
$-\frac{185}{180} \le n \le -\frac{150}{180}$
$-1.027... \le n \le -0.833...$
В этом промежутке есть единственное целое значение $n = -1$.
Найдем корень, подставив $n = -1$ в формулу серии:
$x = -30^\circ + 180^\circ \cdot (-1) = -30^\circ - 180^\circ = -210^\circ$
Проверим, принадлежит ли корень $x = -210^\circ$ интервалу $[-215^\circ; -180^\circ]$: $-215^\circ \le -210^\circ \le -180^\circ$. Условие выполняется.
Таким образом, на заданном интервале есть только один корень. Сумма корней (в данном случае сам корень) равна -210°.
Ответ: -210Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 10 расположенного на странице 190 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №10 (с. 190), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.