Номер 2, страница 72 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 3. Логарифмическая функция. Параграф 9. Логарифмические уравнения - номер 2, страница 72.
№2 (с. 72)
Условие. №2 (с. 72)
скриншот условия
9.2. Найдите нули функции:
а) $f(x) = \log_3 (x^2 - x + 1);$
б) $f(x) = \log_2 (x^2 - x).$
Решение. №2 (с. 72)
Решение 2. №2 (с. 72)
Нули функции — это значения аргумента $x$, при которых значение функции $f(x)$ равно нулю. Для нахождения нулей функции необходимо решить уравнение $f(x) = 0$.
а) Для функции $f(x) = \log_3(x^2 - x + 1)$ решаем уравнение $f(x)=0$:
$\log_3(x^2 - x + 1) = 0$
По определению логарифма ($b = a^c \iff \log_a b = c$):
$x^2 - x + 1 = 3^0$
$x^2 - x + 1 = 1$
$x^2 - x = 0$
Выносим $x$ за скобки:
$x(x - 1) = 0$
Отсюда находим корни:
$x_1 = 0$
$x_2 = 1$
Проверим область определения: аргумент логарифма $x^2 - x + 1$ должен быть строго больше нуля. Дискриминант этого квадратного трехчлена $D = (-1)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 1 = -3$. Так как $D < 0$ и коэффициент при $x^2$ положителен ($a=1>0$), выражение $x^2 - x + 1$ всегда больше нуля. Следовательно, область определения функции — все действительные числа, и оба найденных корня являются нулями функции.
Ответ: 0, 1.
б) Для функции $f(x) = \log_2(x^2 - x)$ решаем уравнение $f(x)=0$:
$\log_2(x^2 - x) = 0$
Сначала найдем область определения функции. Аргумент логарифма должен быть строго положительным:
$x^2 - x > 0 \implies x(x - 1) > 0$
Решением этого неравенства является объединение интервалов $(-\infty, 0) \cup (1, +\infty)$.
Теперь решим уравнение, используя определение логарифма:
$x^2 - x = 2^0$
$x^2 - x = 1$
Перенесем все члены в одну сторону, чтобы получить стандартное квадратное уравнение:
$x^2 - x - 1 = 0$
Решим это уравнение, используя квадратичную формулу $x = \frac{-b \pm \sqrt{b^2 - 4ac}}{2a}$:
$x = \frac{-(-1) \pm \sqrt{(-1)^2 - 4(1)(-1)}}{2(1)} = \frac{1 \pm \sqrt{1 + 4}}{2} = \frac{1 \pm \sqrt{5}}{2}$
Получаем два корня:
$x_1 = \frac{1 - \sqrt{5}}{2}$ и $x_2 = \frac{1 + \sqrt{5}}{2}$
Проверим, входят ли эти значения в область определения. Используя приближенное значение $\sqrt{5} \approx 2.236$:
- $x_1 = \frac{1 - \sqrt{5}}{2} \approx -0.618$. Это значение находится в интервале $(-\infty, 0)$, поэтому оно является нулем функции.
- $x_2 = \frac{1 + \sqrt{5}}{2} \approx 1.618$. Это значение находится в интервале $(1, +\infty)$, поэтому оно также является нулем функции.
Оба корня принадлежат области определения функции.
Ответ: $\frac{1 - \sqrt{5}}{2}$, $\frac{1 + \sqrt{5}}{2}$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 72 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2 (с. 72), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.