Номер 12, страница 42 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 2. Показательная функция. Параграф 6. Показательные неравенства - номер 12, страница 42.
№12 (с. 42)
Условие. №12 (с. 42)
скриншот условия
6.12. Найдите промежутки знакопостоянства функции:
а) $y = 5^{2x+1} - 5^x - 4;$
б) $y = 4^{x+1} - 16^x - 3;$
в) $y = \left(\frac{1}{9}\right)^x + 2 \cdot \left(\frac{1}{3}\right)^x - 3.$
Решение. №12 (с. 42)
Решение 2. №12 (с. 42)
Для нахождения промежутков знакопостоянства функции необходимо определить, на каких интервалах функция принимает положительные значения ($y > 0$), а на каких — отрицательные ($y < 0$). Для этого сначала найдём нули функции, решив уравнение $y = 0$. Нули функции разделят числовую ось на интервалы, в каждом из которых знак функции постоянен.
а) $y = 5^{2x+1} - 5^x - 4$
1. Найдём нули функции, решив уравнение $y = 0$:
$5^{2x+1} - 5^x - 4 = 0$
Используя свойство степеней $a^{m+n} = a^m \cdot a^n$, перепишем уравнение:
$5^{2x} \cdot 5^1 - 5^x - 4 = 0$
$5 \cdot (5^x)^2 - 5^x - 4 = 0$
2. Сделаем замену переменной. Пусть $t = 5^x$. Так как показательная функция $5^x$ всегда положительна, то $t > 0$.
$5t^2 - t - 4 = 0$
3. Решим полученное квадратное уравнение. Вычислим дискриминант:
$D = b^2 - 4ac = (-1)^2 - 4 \cdot 5 \cdot (-4) = 1 + 80 = 81$
Найдём корни:
$t_1 = \frac{-(-1) + \sqrt{81}}{2 \cdot 5} = \frac{1 + 9}{10} = 1$
$t_2 = \frac{-(-1) - \sqrt{81}}{2 \cdot 5} = \frac{1 - 9}{10} = -\frac{4}{5}$
4. Проверим корни на соответствие условию $t > 0$.
$t_1 = 1$ удовлетворяет условию.
$t_2 = -4/5$ не удовлетворяет условию, так как $t$ должно быть положительным.
5. Вернёмся к исходной переменной $x$:
$5^x = t_1 = 1 \implies 5^x = 5^0 \implies x = 0$
6. Нуль функции $x=0$ делит числовую ось на два промежутка: $(-\infty, 0)$ и $(0, \infty)$. Определим знак функции на каждом из них. Знак функции $y$ совпадает со знаком выражения $5t^2 - t - 4$. Это парабола с ветвями вверх, она положительна при $t > 1$ и $t < -4/5$. Учитывая $t>0$, получаем:
$y > 0 \implies t > 1 \implies 5^x > 1 \implies 5^x > 5^0 \implies x > 0$
$y < 0 \implies 0 < t < 1 \implies 0 < 5^x < 1 \implies 5^x < 5^0 \implies x < 0$
Ответ: а) функция положительна ($y > 0$) при $x \in (0, \infty)$; функция отрицательна ($y < 0$) при $x \in (-\infty, 0)$.
б) $y = 4^{x+1} - 16^x - 3$
1. Найдём нули функции:
$4^{x+1} - 16^x - 3 = 0$
Преобразуем уравнение, учитывая, что $16^x = (4^2)^x = (4^x)^2$ и $4^{x+1} = 4 \cdot 4^x$:
$4 \cdot 4^x - (4^x)^2 - 3 = 0$
$(4^x)^2 - 4 \cdot 4^x + 3 = 0$
2. Сделаем замену. Пусть $t = 4^x$, где $t > 0$.
$t^2 - 4t + 3 = 0$
3. Решим квадратное уравнение. По теореме Виета, корни $t_1 = 1$ и $t_2 = 3$.
4. Оба корня положительны, поэтому оба подходят.
5. Вернёмся к переменной $x$:
При $t=1$: $4^x = 1 \implies 4^x = 4^0 \implies x_1 = 0$.
При $t=3$: $4^x = 3 \implies x_2 = \log_4 3$.
6. Нули функции $x=0$ и $x=\log_4 3$ (причем $\log_4 3 > 0$) делят числовую ось на три промежутка: $(-\infty, 0)$, $(0, \log_4 3)$ и $(\log_4 3, \infty)$.
Знак исходной функции $y=-(4^x)^2 + 4 \cdot 4^x - 3$ совпадает со знаком выражения $f(t) = -t^2 + 4t - 3$. Это парабола с ветвями вниз, она положительна между корнями $t=1$ и $t=3$.
$y > 0 \implies 1 < t < 3 \implies 1 < 4^x < 3 \implies 4^0 < 4^x < 4^{\log_4 3} \implies 0 < x < \log_4 3$
$y < 0 \implies t < 1$ или $t > 3$. Учитывая $t>0$, получаем:
$0 < t < 1 \implies 0 < 4^x < 1 \implies x < 0$
$t > 3 \implies 4^x > 3 \implies x > \log_4 3$
Ответ: б) функция положительна ($y > 0$) при $x \in (0, \log_4 3)$; функция отрицательна ($y < 0$) при $x \in (-\infty, 0) \cup (\log_4 3, \infty)$.
в) $y = \left(\frac{1}{9}\right)^x + 2 \cdot \left(\frac{1}{3}\right)^x - 3$
1. Найдём нули функции:
$\left(\frac{1}{9}\right)^x + 2 \cdot \left(\frac{1}{3}\right)^x - 3 = 0$
Так как $\frac{1}{9} = \left(\frac{1}{3}\right)^2$, то $\left(\frac{1}{9}\right)^x = \left(\left(\frac{1}{3}\right)^x\right)^2$.
$\left(\left(\frac{1}{3}\right)^x\right)^2 + 2 \cdot \left(\frac{1}{3}\right)^x - 3 = 0$
2. Сделаем замену. Пусть $t = \left(\frac{1}{3}\right)^x$, где $t > 0$.
$t^2 + 2t - 3 = 0$
3. Решим квадратное уравнение. По теореме Виета, корни $t_1 = 1$ и $t_2 = -3$.
4. Корень $t_1 = 1$ удовлетворяет условию $t>0$. Корень $t_2 = -3$ не удовлетворяет.
5. Вернёмся к переменной $x$:
$\left(\frac{1}{3}\right)^x = 1 \implies \left(\frac{1}{3}\right)^x = \left(\frac{1}{3}\right)^0 \implies x = 0$
6. Нуль функции $x=0$ делит числовую ось на два промежутка: $(-\infty, 0)$ и $(0, \infty)$.
Знак исходной функции совпадает со знаком выражения $f(t) = t^2 + 2t - 3$. Это парабола с ветвями вверх, она положительна вне корней $t=1$ и $t=-3$.
$y > 0 \implies t > 1$ или $t < -3$. Учитывая $t>0$, получаем $t > 1$.
$\left(\frac{1}{3}\right)^x > 1 \implies \left(\frac{1}{3}\right)^x > \left(\frac{1}{3}\right)^0$. Так как основание $1/3 < 1$, знак неравенства меняется на противоположный: $x < 0$.
$y < 0 \implies -3 < t < 1$. Учитывая $t>0$, получаем $0 < t < 1$.
$0 < \left(\frac{1}{3}\right)^x < 1 \implies \left(\frac{1}{3}\right)^x < \left(\frac{1}{3}\right)^0 \implies x > 0$.
Ответ: в) функция положительна ($y > 0$) при $x \in (-\infty, 0)$; функция отрицательна ($y < 0$) при $x \in (0, \infty)$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 12 расположенного на странице 42 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №12 (с. 42), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.