Номер 4, страница 121 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 4. Системы уравнений и неравенств. Параграф 12. Методы решения систем неравенств - номер 4, страница 121.
№4 (с. 121)
Условие. №4 (с. 121)
скриншот условия
12.4. Решите систему неравенств:
а) $ \begin{cases} x^2 - 25 \ge 0, \\ x^2 + 6x - 27 < 0; \end{cases} $
б) $ \begin{cases} x^2 > 9, \\ x^2 - 4x \le 0. \end{cases} $
Решение. №4 (с. 121)
Решение 2. №4 (с. 121)
а) Для решения системы неравенств необходимо решить каждое неравенство по отдельности, а затем найти пересечение их решений.
1. Решим первое неравенство: $x^2 - 25 \ge 0$.
Разложим левую часть на множители как разность квадратов:
$(x - 5)(x + 5) \ge 0$.
Найдем корни соответствующего уравнения $(x - 5)(x + 5) = 0$. Корни: $x_1 = -5$, $x_2 = 5$.
Отметим эти точки на числовой оси. Так как неравенство нестрогое, точки будут закрашенными. Графиком функции $y = x^2 - 25$ является парабола, ветви которой направлены вверх. Следовательно, значения $y \ge 0$ будут при $x$ левее корня $-5$ и правее корня $5$.
Решение первого неравенства: $x \in (-\infty; -5] \cup [5; +\infty)$.
2. Решим второе неравенство: $x^2 + 6x - 27 < 0$.
Найдем корни квадратного трехчлена $x^2 + 6x - 27 = 0$ с помощью дискриминанта:
$D = b^2 - 4ac = 6^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-27) = 36 + 108 = 144 = 12^2$.
$x_1 = \frac{-6 - \sqrt{144}}{2} = \frac{-6 - 12}{2} = \frac{-18}{2} = -9$.
$x_2 = \frac{-6 + \sqrt{144}}{2} = \frac{-6 + 12}{2} = \frac{6}{2} = 3$.
Графиком функции $y = x^2 + 6x - 27$ является парабола с ветвями вверх. Неравенство $y < 0$ выполняется между корнями.
Решение второго неравенства: $x \in (-9; 3)$.
3. Найдем пересечение решений.
Решение первого неравенства: $x \in (-\infty; -5] \cup [5; +\infty)$.
Решение второго неравенства: $x \in (-9; 3)$.
Пересечением этих двух множеств является интервал, в котором выполняются оба условия. На числовой оси это будет промежуток от $-9$ (не включая) до $-5$ (включая).
Ответ: $(-9; -5]$.
б) Для решения системы неравенств необходимо решить каждое неравенство по отдельности, а затем найти пересечение их решений.
1. Решим первое неравенство: $x^2 > 9$.
Перенесем 9 в левую часть: $x^2 - 9 > 0$.
Разложим на множители: $(x - 3)(x + 3) > 0$.
Корни соответствующего уравнения: $x_1 = -3$, $x_2 = 3$.
Графиком является парабола с ветвями вверх, поэтому неравенство $y > 0$ выполняется вне корней.
Решение первого неравенства: $x \in (-\infty; -3) \cup (3; +\infty)$.
2. Решим второе неравенство: $x^2 - 4x \le 0$.
Вынесем общий множитель $x$ за скобки:
$x(x - 4) \le 0$.
Корни соответствующего уравнения: $x_1 = 0$, $x_2 = 4$.
Графиком является парабола с ветвями вверх, поэтому неравенство $y \le 0$ выполняется между корнями, включая сами корни.
Решение второго неравенства: $x \in [0; 4]$.
3. Найдем пересечение решений.
Решение первого неравенства: $x \in (-\infty; -3) \cup (3; +\infty)$.
Решение второго неравенства: $x \in [0; 4]$.
Пересечением этих двух множеств является промежуток, где выполняются оба условия. Сравнивая множества, видим, что общие значения находятся в интервале от $3$ (не включая) до $4$ (включая).
Ответ: $(3; 4]$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 4 расположенного на странице 121 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №4 (с. 121), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.